Восемь ворот Калининграда
![](/upload/resize_cache/iblock/800/8003f9b0d7693bd488947f7df562604e/572_572_1/583.jpg)
Весь центр города Калининграда опоясан восемью воротами. В далекие времена их насчитывалось десять, но не все сохранились. Оставшиеся ворота относятся к постройкам XIX века. Готический стиль всех сооружений был сохранен во время их восстановления. Познакомимся с каждыми из них.
Росгартенские ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-1.jpg)
Эти ворота из всех сохранившихся самые красивые. Их отличает сбалансированность оформления. Семь проемов вдоль длинного фронта, верх которого соединен венцом из зубцов. Средний проем ворот более высокий и обрамлен с обеих сторон угловыми башнями.
Росгартенские ворота имеют четырехметровый проем, вдоль которого с обеих сторон находятся казематы. Внешняя сторона казематов имеет амбразуры, а с внутренней стороны находятся окна. Казематы в древние времена использовались в качестве помещений для охраны. Пешеходных проходов, скорей всего, предусмотрено не было.
Сегодня в воротах расположено кафе, а казематы играют роль входа, гардероба, кухни и подсобных помещений.
Фридландские ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-2.jpg)
В отличие от Росгартенских ворот, Фридландские ворота имеют два проема, отсутствует стена со стороны города и средняя ее часть. Центр между проемами подчеркнут тем, что между ними нет опоры, а всего лишь, проемы соединены одним большим полем. Опора с нишей появляется только вверху. В нише находится скульптура.
В послевоенные годы долгое время воротам не находили применения. Уже в 80-х годах, после уборки территории Южного парка и очистки озер, было обнаружено много старинных предметов. В помещениях ворот организовали музей, где и выставили коллекцию предметов, которые были найдены. Так Фридландские ворота поместили в себе краеведческий музей. В нем можно прогуляться по старинным улицам Кенигсберга, и впечатлиться бытом, живущих ранее горожан.
Фридрихсбургские ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-3.jpg)
В этих воротах находится аркообразный проем, вдоль которого были возведены казематы. По обе стороны проема размещены округлые башни. Украшают ворота ложные окна и декоративные ограждения.
Их реставрация началась совсем недавно, после чего в них разместился один из филиалов музея Мирового океана. Экспонатами его являются фотографии и рисунки, которые посвящены истории корабельного строения. Во внутреннем дворе можно ознакомиться с образцами лодок России.
Аусфальские ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-4.jpg)
Изначально эти ворота для прочности были врезаны в земляной вал. В военные времена их переоборудовали под управленческий воинский центр. Внутреннее пространство ворот было перегорожено стенами, которые создавали отсеки. Защитные герметические двери закрывали их проходы.
В послевоенные годы у ворот было разнообразное функциональное назначение: складские помещения, бомбоубежище, место для размещения водного коллектора.
В конце XX века на верхней части ворот была возведена Св. Георгиевская часовня, в честь воинов, погибших во время штурма Кенигсберга. Сегодня ворота принадлежат городскому художественно-историческому музею.
Бранденбургские ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-5.jpg)
Это единственные ворота, через которые по сей день осуществляется проезд транспорта, через него проходят трамвайные пути. Опоясывающая башня, предположительно находившаяся перед воротами, разрушена. Боковые казематы башни были преобразованы в пешеходные ворота. Сейчас эти проходы замурованы кладкой.
Это единственные ворота, которые после реставрации используются по назначению. Строение является архитектурным памятником и находится под охраной государства.
Железнодорожные ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-6.jpg)
Находятся ворота под проезжей частью. Через них по пешеходной дорожке можно попасть в парк. Железнодорожные, как и Аусфальские ворота принадлежат историческому музею. После реставрации на площадях ворот планируется размещение экспозиций на военную тематику.
После многих перестроек ворота больше похожи на тоннель, хотя когда-то через них была проложена железная дорога, по которой можно было добраться до нынешнего Балтийска. Рельсы сохранились, а движение прекратилось.
Закхаймские ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-8.jpg)
В этих воротах есть один аркообразный проезд. На каждом углу ворот расположены башни. Две из них круглые, а остальные восьмигранные. Все башни внутри полые.
Сегодня ворота используют в качестве площадки для культурных мероприятий. Там проводятся конференции, всевозможные выставки и даже концерты.
Королевские ворота
![](http://images.samovar-travel.ru/d/583-7.jpg)
Это самые красивые ворота города, которые, так же как и остальные подвергались разрушениям и перестройкам. Если в годы уныния эти ворота были задействованы под книжный магазин, под склад и под кафе, то к концу 1991 года и на следующие десять лет они были заброшены. Только ко дню 750-летия города ворота отреставрировали.
Сегодня это сооружение принадлежит музею Мирового океана. В помещениях ворот находятся музейные экспонаты, посвященные истории дипломатии России и Европы. Также в музее находятся образцы янтаря всех стран мира.