Калининградский Кафедральный собор
На одном из немногих мест, напоминающих о его немецком прошлом, на острове Канта возвышается гордость Калининграда – старинный и величественный Кафедральный собор, реставрация которого началась в 1992 году. А во времена Отечественной войны в 1944 году собор был подвержен бомбардировке, в результате чего он практически погиб.
В годы забвения принимали неоднократные решения о сносе собора. Министерство культуры России стало на сторону защиты сооружения, но самым основным защитником был Эммануил Кант, останки которого были захоронены в гробнице профессоров университета на территории собора. Канта правительство уважало.
Философ Кант
Выдающийся философ Кант провел в Кенигсберге всю свою жизнь, и его заслуги в философской науке одной фразой передать невозможно. К профессору Канту местные жители и студенты относились с уважением и посчитали, что место его захоронения должно быть, именно в склепе для профессоров в Кафедральном соборе. Студенты на руках отнесли гроб Канта к месту захоронения.
В соборе создан самый крупный музей Канта, расположенный на нескольких этажах, в котором собраны его книги, труды, а также его биография и портреты. Чтобы изучить творчество этого философа, в Калининград съезжаются ученые разных стран.
Собор как культурный центр
Церковные службы в соборе уже не проводятся. Современный собор − это скорей культурный центр. В небольшом концертном зале собора каждую неделю проводятся органные концерты, и деньги, которые собирались с благотворительных выступлений были переданы на восстановление здания. В разные времена звучанием органа наслаждались великие люди.
Орган является основной ценностью собора, и состоит из двух частей. Главную его часть восстанавливали по старинным чертежам. Это самый огромный музыкальный инструмент в Европе, который имеет девяносто регистров, многие из них создают сольный звук. Центр большого органа украшает статуя Девы Марии, а сверху находятся ангелы, движущиеся во время звучания органа.
Это редкий вертикальный музей, так как его расположение пятиуровневое. Лестницы очень крутые, и подниматься по ним тяжело, поэтому для туристов между этажами поставлены кресла для отдыха.
В одном из залов Кафедрального собора хранится макет города, которого больше нет – довоенного Кенигсберга. Автором этого макета является Альберт Дырышев. Все дома макета ручной работы, стены домов изготовлены из обычного картона, а его крыши – из цветной бумаги. Основой макета были фотографии 1947 года. На нем можно увидеть и собор и все знаменитые семь мостов города.
Немного из истории Кафедрального собора
В документации о Кафедральном соборе впервые упоминается в начале тринадцатого века. И почти полвека его складывали из красного обожженного кирпича. За несколько столетий строение подвергалось перестройкам, пожарам и разрушению.
С пятнадцатого века Собор был местом погребения знаменитых духовных деятелей и родовитого дворянства. На его стенах до сегодняшнего дня сохранились некоторые надгробия и эпитафии. К числу первых погребенных относится магистр Лютер фон Брауншвайг, а к последнему относится Иммануил Кант. К 200-летию Канта над его могилой был установлен портик, автором которого был Немецкий архитектор Ф. Ларс. Портик сохранился до сегодняшнего дня.
Кафедральный собор – старейший памятник культовой архитектуры, и представляет историческую и художественно-архитектурную ценность. Это одно из тех мест, где российская действительность преображается в европейское средневековье. Сегодняшний Кафедральный собор выглядит как на картинке – готическое пиршество в сочетании с багровым кирпичом, и шпиль, увенчанный русалкой. Кстати, старинные часы на башне самые точные в городе.