Троице-Гледенский монастырь
Троице-Гледенский монастырь сегодня перестал выполнять свое прямое предназначение. Этот архитектурный комплекс был передан под охрану государства как всенародное достояние, имеющее особую ценность с историко-культурной точки зрения. Сегодня в зданиях этой Святыни расположился художественно-исторический музей, а придворная территория считается заповедной зоной.
Углубляемся в историю
Существующий и по сегодняшний день монастырский ансамбль был сложен лишь в конце XVII века, когда на денежные пожертвования зажиточных купцов православные храмы были переодеты в белоснежный камень. Троицкий собор первый пережил эту реконструкцию, после чего по всей территории монастыря стали проходить подобные преобразования. На очереди стояли Тихвинская церковь, больничная палата, а также храм Успения Богородицы.
Несмотря на тяжелые периоды в истории страны, Троице-Гледенский монастырь дошел до современников именно в том виде, который он обрел в далеком 18 столетии. Сохранилась и каменная ограда, возводимая по всему периметру обители, уцелели и Святые ворота. Благодаря этому религиозный комплекс славится особым очарованием и живописностью, которые приковывают внимание многочисленных туристов.
Иконостас Троице-Гледенского монастыря
Несмотря на всю эпичность и монументальность мужской обители, сюда приезжают, чтобы насладиться великолепным иконостасом, который поражает воображение. Именно эта религиозная достопримечательность считается одной из самых красивейших на территории Великого Устюга, поэтому и сохранению реликвии уделяется повышенное внимание.
Иконостас создавался в период с 1776 по 1784 год на личные средства местных жителей. Главное его отличие состоит в том, что он выполнен в резном стиле. Иконостас покрыт позолотой, что добавляет ему великолепия. Особых слов заслуживают многочисленные гирлянды, орнаменты, завитки и рокайли, которые отражают традиционный для 18 столетия стиль. Иконостас изобилует нетривиальными формами и удивительными орнаментами, что, несомненно, делает этот шедевр уникальным в своем роде.
Несомненной изюминкой иконостаса можно назвать большое количество скульптур, созданных из дерева. До сегодняшнего дня не удалось узнать имени резца, который воплотил в жизнь настоящие архитектурные шедевры. Деревянные ангелы, которые стоят у Распятия, гармонично сочетаются с позолоченным иконостасом и великолепными узорчатыми орнаментами.
Колмогоров, Шергин и Аленев – иконописцы, которые вложили всю свою душу, создавая образы Святых, которые украсили иконостас. Все лики отличаются невероятной точностью рисунков, роскошной цветовой гаммой, четкими штришками и даже некоторой фотографичностью. Основная причина подобных отступлений от канонов состоит в том, что иконописцы переносили образы с печатных гравюр, поэтому и по своему виду иконы напоминают скорее светскую, чем религиозную живопись. Подобное отхождение от христианских догм лишь добавляет этой достопримечательности значимости и ценности.