Ахтырский кафедральный собор
Существует предание, что на месте Ахтырского храма раньше была Пятницкая церковь. В конце 17 века в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм, который к концу 18 века сильно обветшал. Настала необходимость его разобрать и построить новый храм. Именно так начиналась история Ахтырского собора.
Истоки
В 1773 году орловский купец Пастухов К.С. получает исцеление от многолетней болезни в молитве перед иконой Ахтырской Богоматери (в Харьковской губернии). По возвращении в Орел, он обращается к епархиальному начальству с просьбой возвести храм в честь Ахтырской иконы Богоматери.
Строительство закончилось к 1775 году, в это же время церковь осветили. Количество прихожан все время росло и в 1776 году храм расширяют. В течение последующего столетия в храме происходит еще несколько реконструкций, направленных на увеличение площади. В 1823 году строится четырехъярусная колокольня.
В 1897 году на территории собора открывают бесплатную школу, в которой могло обучаться 40 детей.
Святыни
В Ахтырском кафедральном соборе содержатся удивительные святыни:
- Ахтырская икона Богоматери (список с первообраза);
- Иконы с частицами мощей Георгия Косова и великомученика Никиты;
- • Некоторое время здесь содержались мощи Тихона Задонского. Кисть святителя Тихона хранится в Ахтырском соборе и по сей день, и является главной святыней церкви. Для кисти был создан специальный ковчег и написана икона в рост.
В годы Советской власти
Как и многие другие храмы, Ахтырский собор не избежал скорбной участи и испытания в период становления Советской власти. Во время разграбления ценностей был изъят очень древний серебряный крест, который имел огромную важность и являлся святыней храма. В 1938 году церковь полностью закрывают и в течение трех лет используют как хранилище зерновых культур.
В 1942 году, во время оккупации Орла, храм открывают. С того момента он не закрывается. В 1962 году ему присваивают статус кафедрального собора.
Реконструкция церкви
С 1986 года проводится масштабная реставрация здания. Художник Федор Гладков расписывает стены, на полу появляется мраморная плитка, позолота и резьба украшают 14-ти метровый центральный иконостас. Также проводится наружная реконструкция: восстанавливаются формы куполов, шпиля. Главки церкви, купола покрывают слоем позолоты и листовой меди.